Моя педагогическая философия

…Чтоб тебя на земле не теряли,

Постарайся себя не терять!

Н. Добронравов

Если ветку отломить от дерева, она засохнет.

Если оторвать человека от его корней, он станет несчастным…

 

Сколько раз ломали дерево русской истории? Сколько раз мы оказывались листом, оторванным от ветки и летящим неизвестно куда? Мы – граждане какой страны? От какого периода начинать нам отсчитывать свои истоки – с 962-го, 1917-го года? С 1991-го?..

 

В начале прошлого века А. Блок написал ставшие знаменитыми строки:

 

…Мы – дети страшных лет России –

Забыть не в силах ничего…

Семьдесят семь лет спустя 19-летней девчонкой я читала их так, как будто они написаны обо мне.

 

Вы теряли когда-нибудь Родину? Если да – Вы меня поймёте.

 

Я родилась и выросла в Таллинне. Когда в 1991 году Эстония отделилась от Советского Союза, у нас сразу отключили Центральное телевидение и радио. Из газет на русском языке остались только местные. Перекрыли границы. На улицах страшно стало разговаривать на родном языке. В Доме офицеров флота ещё успели показать фильм С. Говорухина «Россия, которую мы потеряли».

 

А нам по девятнадцать. Мы студентки филфака. Я до утра упиваюсь поэзией А.А. Ахматовой, Н.С. Гумилёва, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака… Я впервые по-настоящему читаю Ф.М. Достоевского (почти доросла! :))…

 

И в этой отверженности («Русские – вон!») я так отчётливо понимаю, что это всё – моё, кровное, родное. Не будет русского языка, моей любимой поэзии, нашей истории – не будет меня. С родной своей культурой «чувствую самую жгучую, самую смертную связь»! Наверное, так бывает только на стыке времён, на самом разломе. Каждой струночкой своей души я ощущаю великую правду Анны Андреевны:

 

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова.

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

Вот так стоял тогда вопрос для меня: как сохранить себя? Как остаться собой?

 

Многие русские люди тогда пришли в храм. Потому что Россия тогда осталась только там. И я пришла в храм и – нашла там не только ту Россию, которая живёт верой сегодня (такой России я ещё не знала!), но и ту, которой тысяча лет, – Святую Русь.

 

И всё встало на свои места. Разорванные звенья цепи сомкнулись. Надломленная ветка срослась. Я ощутила твёрдую почву под ногами. Я ощутила за своими плечами воинов наших святых князей – Дмитрия Донского и Александра Невского, мудрый взгляд своей землячки, княгини Ольги – великую мощь и духовную силу … Я ощутила, что я не одна в этом мире. Со мною – моя история, мои истоки, мои великие предки.

 

Наверное, так чувствовать может только тот, кто всё потерял – и вновь обрёл...

 

Уже работая учителем в Тамбове, я поняла, что потерять себя в России ещё проще, чем в бывших прибалтийских республиках. Там потеря была слишком явная, слишком острая. Здесь вторжение иных культур (и откровенного бескультурья), быть может, не так очевидно, и мы в погоне «за хлебом насущным» часто не замечаем, как каждый день по капельке теряем самих себя: свой язык, свою веру, свою культуру, свои традиции, свою историю.

 

Теряем себя и – не можем найти своего места в мире. Не знаем, к чему приложить свои силы и таланты. Не знаем, откуда почерпнуть жизненной энергии. Да просто тоскуем! Ощущаем в своём сердце пустоту, которую нечем заполнить. А всё потому, что не припадаем к живительным токам, питавшим души наших отцов и дедов.

 

Моя педагогическая философия заключается в убеждении – выстраданном на личном опыте, – что ребёнка следует «прививать» к древу родной культуры, чтобы он не погиб, не потерялся в этом мире. Учитель – тот человек, который должен дать ребёнку приобщиться к своим истокам, своим корням. Независимо от того, какой предмет преподаёт учитель.

 

Вера, родная речь, сознание, что твои предки создали великую страну и великую культуру, которой ты причастен, как наследник, как продолжатель, – всё это поможет растущему человеку найти себя, поверить в свои силы, раскрыть свои таланты, выстоять в трудный и даже трагический час.